Областная акция "Неделя труда" и профориентационные мероприятия "Семь шагов к профессии"

В Самарской области, начиная с 2011 года, ежегодно проводится областная профориентационная акция «Неделя труда и профориентации «Семь шагов к профессии» (далее – Неделя труда). Неделя труда представляет собой 7-дневный «марафон» профориентационных мероприятий: областных, территориальных, школьных.
Целевая аудитория областной Недели труда – обучающиеся региональной системы образования Самарской области, их родители и работники системы образования. Особой категорией в целевой аудитории выступают обучающиеся «группы риска»: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (в том числе обучающиеся индивидуально), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, стоящие на учете в КДН, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей мигрантов и др.
Целевые ориентиры Недели труда – содействие профессиональному самоопределению учащихся через информирование целевой аудитории об актуальном состоянии экономики и рынка труда Самарской области, современном содержании существующих (хорошо известных) и новых (недавно появившихся) профессий/специальностей, современных технологиях и их связи с предметными областями в общем образовании, технологиях эффективного поведения на рынке труда; повышение престижа профессий и специальностей, востребованных экономикой региона.

Отличительной особенностью Недели труда является проведение по всей области единых по формату мероприятий:
«Генеральные встречи» – неформальная встреча обучающихся с первым лицом предприятия/организации/учреждения: генеральным директором, главным конструктором, главным врачом, мэром, главой и т.п. Методические рекомендации по проведению.
«Урок от профессионала» – по учебному плану образовательной организации урок проводят «дублеры» – известные (медийные) люди, чья основная деятельность не связана с педагогической. Методические рекомендации по проведению.
«День профессий» – мероприятие проводится в один день и включает в себя последовательно экскурсию по предприятию/организации/учреждению, экскурсию по профессиональной образовательной организации и/или вузу, в которых ведется обучение по профессиям и специальностям, востребованным на данном предприятии, круглый стол с обсуждением увиденного. Методические рекомендации по проведению.
«Большой профориентационный день» («День профориентации») – предоставление школьникам возможности получить максимально возможный спектр профориентационных услуг на одной площадке. Методические рекомендации по проведению.
«Заводская олимпиада» – олимпиада проводится на предприятии по учебному предмету, профильному для этого предприятия. Методические рекомендации по проведению.
«Папа, мама – гид» – проводится экскурсия обучающихся на предприятие/в учреждение/в организацию на рабочее место родителя одного из учащихся (воспитанников). Методические рекомендации по проведению.
«Родительский день» – информирование родителей о способах оказания помощи своим детям в их профессиональном самоопределенииМетодические рекомендации по проведению.
«Стартовая площадка» – мероприятие проводится в один день и включает в себя последовательно экскурсию по профессиональной образовательной организации и дискуссионную площадку. Методические рекомендации по проведению.
«Урок для учителей» – информирование педагогов о ресурсах профориентационной работы в современных условиях. Методические рекомендации по проведению.
«Урок труда» – мероприятие проводится в форме мастер-классов и конкурсов профмастерства среди школьников носителями профессий. Методические рекомендации по проведению.
Данный перечень мероприятий носит рекомендательный характер и не ограничивает инициативу организаторов при условии соблюдения всех вышеперечисленных требований.
Участие в Неделе труда осуществляется на добровольной основе и не ограничивает образовательные организации в проведении любых профориентационных мероприятий в любое другое время, равно как не ограничивает использование в любое другое время рекомендуемых мероприятий (в полном объеме или частично).